Не подлежат обязательному медицинскому страхованию. Какие работники подлежат обязательному медицинскому страхованию? Кто определяет классификацию лиц, подлежащих обязательной страховке

С 1 января 2015 года работники-белорусы подлежат обязательному медицинскому страхованию. Это следует из пункта 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе. Новое правило действует в отношении всех работников из Беларуси независимо от их статуса, то есть независимо от того, являются они постоянно либо временно проживающими в России или имеют статус временно пребывающих на территории РФ. Соответственно, с начала этого года работодатели должны исчислять взносы в ФФОМС России на обязательное медицинское страхование с выплат, произведенных в пользу таких работников.

По общему правилу, иностранные работники, временно пребывающие на территории России, обязательному медицинскому страхованию не подлежат 1 .

Обращаем внимание, что до начала 2015 года (до момента вступления в силу Договора ЕАЭС) и работники-белорусы, имеющие статус временно пребывающих на территории России, не являлись застрахованными в системе обязательного медицинского страхования.

Дело в том, что Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г. «О сотрудничестве в области социального обеспечения» распространяется только на отношения, регулируемые законодательством России и Беларуси об обязательном социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот Договор о сотрудничестве не распространяется на отношения, связанные с обязательным медицинским страхованием.

Таким образом, начиная с 1 января 2015 года с первого дня работы на территории России граждане Беларуси, временно пребывающие в нашей стране, подлежат обязательному медицинскому страхованию. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 22 мая 2015 г. № 17-3/ООГ-618.

1 Ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2009 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Основной целью медицинского страхования в РФ является гарантия гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет предварительно собранных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Данный вид страхования осуществляется в двух формах: обязательной и добровольной.

Рассматривая обязательное медицинское страхование, необходимо отметить, что введено оно было в 1993 г. Основная задача данного вида медицинского страхования состоит в том, чтобы предоставить всем гражданам одинаковые возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой из фондов этого страхования в том объеме и на тех условиях, которые соответствуют государственным программам. Основная программа обязательного медицинского страхования утверждается Правительством РФ.

Эта программа нацелена на то, чтобы каждому гражданину гарантировалась, во-первых, первичная медико-санитарная помощь, включая скорую медицинскую помощь, во-вторых, диагностику и лечение в амбулаторных условиях, осуществление мероприятий по профилактике заболеваний и, в-третьих, стационарная помощь.

В обязательном медицинском страховании в качестве субъектов выступают: застрахованное лицо, страховщик, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Застрахованными лицами в данном виде страхования могут быть следующие лица: граждане РФ, лица, не имеющие гражданства, иностранные граждане, которые постоянно проживают в России. Страховщиком для неработающих граждан являются органы государственного управления и местного самоуправления, для работающего – предприятия, учреждения и другие работодатели. Страховые медицинские организации – это юридические лица, обладающие соответствующим государственным разрешением (лицензией) на право заниматься обязательным медицинским страхованием. Данные организации не являются частью системы здравоохранения РФ. Важной особенностью страховых медицинских организаций является то, что свою деятельность данные организации осуществляют не на коммерческой основе.

В качестве медицинских учреждений выступают поликлиники, больницы, научно-исследовательские медицинские институты и другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, кроме того, – лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно. Все перечисленные субъекты обязаны обладать лицензией. Важно отметить, что все доходы, которые извлекаются медицинскими учреждениями при выполнении программ обязательного медицинского страхования, не подлежат налогообложению.

Договор обязательного медицинского страхования заключается, как правило, не менее чем на один год. Исполнение обязательств страховщиком возникает с момента наступления страхового случая. Таким страховым случаем будет являться обращение застрахованного лица в медицинское учреждение с целью получения медицинской помощи. Каждому гражданину, заключившему договор обязательного медицинского страхования, выдается страховой медицинский полис. Действие такого полиса распространяется на всю территорию РФ.

Медицинские учреждения, функционирующие в системе обязательного медицинского страхования, и страховые медицинские организации заключают между собой договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг).

По данному договору медицинское учреждение обязуется предоставлять всем застрахованным лицам медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках утвержденной программы обязательного медицинского страхования. Существенным условием такого договора является перечень оказываемых учреждением услуг.

Для осуществления основных функций обязательного медицинского страхования, образованы федеральный и территориальные фонды как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные организации. В ведении территориальных фондов, созданных в субъектах РФ, находится: финансирование обязательного медицинского страхования, накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы страхования, контроль за рациональным использованием средств. Федеральный фонд осуществляет разработку базовой программы обязательного медицинского страхования, выравнивает условия деятельности территориальных фондов путем выделения необходимых средств, а также осуществляет финансирование целевых федеральных программ.

Финансовую базу обязательного медицинского страхования составляют отчисления страхователей. В том случае, если застрахованное лицо является неработающим, то платежи за него осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления ежемесячно за счет средств, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. Для предприятий, организаций, учреждений и других хозяйствующих субъектов установлен страховой тариф по обязательному медицинскому страхованию в виде процентной ставки по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям.

По договору добровольного медицинского страхования страховщик обязуется обеспечить организацию и финансирование медицинских услуг и иных услуг, закрепленных в страховой медицинской программе, определенного объема и качества.

По данному договору в качестве страхователей могут выступать дееспособные граждане, которые заключили договор в отношении себя или третьих лиц (застрахованных), кроме того, страхователями могут быть и юридические лица, но только в том случае, если они заключают договор в пользу третьих лиц. Страхованию не подлежат граждане, состоящие на учете в наркологических, психоневрологических, туберкулезных, кожно-венерологических диспансерах; ВИЧ-инфицированные; лица, имеющие злокачественные новообразования. При заключении договора добровольного медицинского страхования страховщик обладает правом проведения предварительного медицинского освидетельствования лиц, подлежащих страхованию (для выявления вышеперечисленных категорий лиц).

При заключении договора добровольного медицинского страхования страховщик выдает страхователю медицинский полис. В данном медицинском полисе обязательно должны содержаться сведения, касающиеся срока действия полиса, а также указан перечень учреждений, которые будут оказывать медицинские услуги. К медицинскому полису должна прилагаться страховая медицинская программа, которую выбрал страхователь. Страховым случаем по данному договору будет являться обращение застрахованного лица в учреждение, оказывающее медицинские услуги, содержащееся в перечне при остром заболевании, обострении хронического заболевания, травме, отравлении и других несчастных случаях за получением консультативной, профилактической, диагностической, лечебной, реабилитационной и другой помощи, которая требует оказания медицинских услуг.

В том случае, если застрахованному лицу предписаны лечебно-диагностические мероприятия, которые выходят за рамки выбранной программы добровольного медицинского страхования, представитель медицинского учреждения обязан поставить его в известность.

Если застрахованному лицу были оказаны медицинские услуги, которые не предусмотрены страховой программой, то страховщик вправе их не оплачивать.

МОСКВА, 22 сен — РИА Новости . Правительственный законопроект о персонифицированном учете в сфере обязательного медицинского страхования направлен на исключение страхования граждан, не подлежащих ОМС, повышение качества планирования бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджетов терфондов ОМС, сообщила глава ФОМС Наталья Стадченко на заседании Государственной Думы.

Госдума в пятницу на пленарном заседании обсудила в первом чтении законопроект, изменяющий порядок определения граждан РФ, подлежащих ОМС.

Говоря о новеллах законопроекта, Стадченко отметила, что закон конкретизирует категории категорий лиц, не подлежащих ОМС, а также механизмы приостановления и прекращения ОМС в их отношении.

"Это предмет нашего обсуждения ко второму чтению (законопроекта). На площадках комитета по здравоохранению мы будем это обсуждать. Для определения неработающего населения и платежа неработающего населения данное категорирование не нужно. Данное категорирование нужно для субъектов РФ, чтобы они определили, кто у них является работоспособного возраста и не работает по разным причинам… для того, чтобы субъект РФ работал с этими людьми для легализации их в рынке труда и законной уплаты страховых взносов всех, в том числе на обязательное медицинское страхование", — сказала Стадченко.

Взносы в систему ОМС за работников сейчас платят работодатели, а за неработающее население — региональные бюджеты. При этом власти давно обсуждают проблему налогообложения доходов и уплаты взносов за так называемых самозанятых — граждан, которые ведут предпринимательскую деятельность, не регистрируясь в ФНС, и не платят налогов и соцвзносов.

Счетная палата РФ в отзыве на законопроект о персонифицированном учете в системе обязательного медстрахования предлагает дать регионам возможность проверять достоверность отнесения граждан к категории неработающих при уплате за них социальных взносов.

Как отметила глава ФОМС, в законопроекте также содержится регламентация информационного взаимодействия федеральных госорганов и ФОМС при ведении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах, включая регламентацию порядков и сроков предоставления сведений о застрахованных лицах и лицах, не подлежащих ОМС.

Также в документе прописано наделение территориальных фондов ОМС полномочиями проверять достоверность сведений персонифицированного учета застрахованных лиц в части их соответствия документам, удостоверяющим личность гражданина РФ.

В законопроекте заложено и полномочие правительства РФ по утверждению порядка и методики определения численности застрахованных лиц, в том числе неработающих, для целей формирования бюджета ФОМС, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных фондов ОМС, а также предусмотрено совершенствование механизма контроля за наличием у граждан права на ОМС.

"Законопроект не приводит к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы РФ. Финансовое обеспечение медицинской помощи, оказываемой застрахованным в ОМС лицам, осуществляется в пределах субвенции, утверждаемой в бюджете ФОМС на очередной финансовый год и на плановый период", — заключила Стадченко.

Какие работники подлежат обязательному медицинскому страхованию?

Физическое лицо, на которое распространяется обязательное медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее – Закон N 326-ФЗ), является застрахованным лицом в системе ОМС.

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со ст. 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом "О беженцах", которые:

а) работают по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;

б) или работают гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, по договору авторского заказа;

в) или как авторы произведений получают выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Полис ОМС (в отличие от полиса обязательного пенсионного страхования) не входит в число документов, которые работник должен предъявить работодателю при устройстве на работу (при заключении трудового договора).

Полис ОМС физические лица получают самостоятельно. Обязанность по их оформлению (в отличие от обязанности по оформлению полиса обязательного пенсионного страхования) не возложена на работодателей.

Организации, у которых работают физические лица, застрахованные в системе ОМС, являются страхователями.

Страхователи производят выплаты и иные вознаграждения вышеуказанным лицам. При этом они обязаны своевременно и в полном объеме осуществлять уплату страховых взносов на ОМС в территориальные органы ФФОМС (п. 2 ст. 17 Закона N 326-ФЗ).

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 11

ИСКЛЮЧЕННЫЕ ИЗ СИСТЕМЫ ОМС

Кто оплачивает медицинские услуги для сотрудников ОВД, прокурорских работников, военнослужащих? Зависит ли объем прав и обязанностей в правоотношении по обязательному медицинскому страхованию (ОМС) от трудового статуса застрахованных лиц, как можно и как нужно страховать иностранных работников, куда имеют право обращаться беженцы - читайте в материале.

01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (ред. от 25.11.2009). Единый социальный налог в настоящее время отменен, страховые взносы на ОМС уплачиваются в соответствии с указанным Законом.

Застрахованными в системе ОМС лицами являются:

Работающие по трудовому договору;

Работающие по гражданско-правовым договорам по выполнению работ и оказанию услуг;

Лица, получающие вознаграждение по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства.

Неработающие лица (нетрудоспособные: пенсионеры, несовершеннолетние; совершеннолетние учащиеся: студенты, аспиранты, трудоспособные неработающие граждане) также имеют право на бесплатную медицинскую помощь, хотя за них страховые взносы не уплачиваются. Стоимость оказанных им медицинских услуг возмещается из средств бюджетов различных уровней.

Кого нет в системе ОМС

В Российской Федерации существуют определенные категории граждан, которые в соответствии с действующим законодательством исключены из системы ОМС. К ним относятся военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), уголовно-исполнительной системы, прокурорские работники, некоторые другие.

В соответствии со ст. 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (ред. от 27.07.2010, далее - Основы законодательства об охране здоровья) военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения. Порядок организации такой помощи военнослужащим устанавливается законодательством РФ, нормативными актами Министерства обороны России и других федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.

Пункт 2 ст. 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ред. от 22.07.2010) гласит, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (военно-медицинские учреждения). При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Таким образом, медицинская помощь оказывается военнослужащим и лицам, призванным на военные сборы, сетью медицинских учреждений Министерства обороны России или лечебно-профилактическими учреждениями государственной и (или) муниципальной систем здравоохранения за счет денежных средств, выделяемых из федерального бюджета Министерству обороны России.

Законодательством РФ установлен аналогичный порядок оказания медицинской помощи для сотрудников милиции, для всех сотрудников системы органов внутренних дел РФ, для сотрудников уголовно-исправительной системы: провозглашается право на бесплатное медицинское обслуживание (в т. ч. обеспечение лекарствами) сотрудников соответствующей системы исполнительных органов в медицинских учреждениях, специально созданных для оказания медицинской помощи данной категории сотрудников. Если же такие учреждения отсутствуют по месту службы или проживания сотрудников соответствующей системы исполнительных органов, то медицинская помощь должна им предоставляться в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи возмещаются за счет средств бюджета по тарифам, согласованным в договоре, заключенном между территориальным органом федерального органа исполнительной власти и соответствующим лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим медицинскую помощь сотрудникам соответствующей системы исполнительных органов.

Из системы ОМС исключены прокурорские работники и судьи. В соответствии с п. 6 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 01.07.2010) медицинское обслуживание (в т. ч. обеспечение лекарствами) прокурорских работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета. Пункт 5 ст. 19 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 29.03.2010) гласит: "Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета. Они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет средств федерального бюджета. Эти права сохраняются за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию. При этом медицинское обслуживание находящегося в отставке или на пенсии судьи и членов его семьи производится за счет средств федерального бюджета в тех же лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете".

Что касается государственных гражданских служащих, то, согласно пп. 5 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 14.02.2010), гражданским служащим гарантируется медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в т. ч. после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации. В указанном Федеральном законе отсутствуют иные положения, касающиеся медицинского обеспечения гражданских служащих, но еще не принят специальный закон, регулирующий вопросы медицинского страховании гражданских служащих. В связи с этим, до принятия такого закона на данную категорию работников распространяются общие положения об обязательном медицинском страховании в РФ.

Таким образом, большинство граждан России являются застрахованными лицами в системе ОМС (медицинская помощь оказывается им за счет средств ОМС). Однако существуют некоторые категории граждан, не подлежащие ОМС (оказываемая им медицинская помощь финансируется за счет бюджетных средств). Все граждане Российской Федерации, независимо от того, являются они работающими или нет, подлежат обязательному медицинскому страхованию или нет, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Возникает вопрос: в каком порядке оказывается медицинская помощь иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам и вынужденным переселенцам?

Исходя из ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Однако только гражданам России гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Иностранные граждане

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане в России пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иностранный гражданин в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 28.06.2009, далее - Закон о гражданстве) - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. В соответствии со ст. 18 Основ законодательства об охране здоровья иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ.

В соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2005 N 546, скорая медицинская помощь оказывается временно пребывающим (временно проживающим) иностранцам или постоянно проживающим на территории России иностранцам бесплатно и безотлагательно. После получения скорой медицинской помощи и после выхода из состояний, представляющих непосредственную угрозу жизни или требующих срочного медицинского вмешательства, иностранным гражданам может быть оказана плановая медицинская помощь. Данный вид помощи оказывается на платной основе в соответствии с договором на предоставление платных медицинских услуг либо договором добровольного и (или) обязательного медицинского страхования. Для ее получения иностранный гражданин должен иметь необходимые медицинские документы, а также гарантии по оплате стоимости медицинских услуг и внести предоплату за лечение. По завершении лечения выставляется счет либо самому иностранному гражданину, либо лицу, организации, представляющим его интересы (в случае медицинского страхования - это страховая медицинская организация).

Порядок медицинского страхования иностранных граждан зависит от того, временно находится иностранец на территории России или проживает постоянно.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2010) не содержит такого понятия, как "временно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин". В п. 1 ст. 2 указанного Закона есть такие понятия, как "временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин" и "временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин".

Временно пребывающим в Российской Федерации считается иностранный гражданин, прибывший в Россию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающим в Российской Федерации признается иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание.

Во-первых, указанные выше категории иностранных граждан находятся на территории РФ временно. Во-вторых, само их нахождение в России должно быть законным, т. е. должны быть все необходимые для этого правовые основания: в первом случае - виза, миграционная карта без вида на жительство или разрешения на временное проживание, во втором - разрешение на временное проживание. Эти различия влияют на правовой статус иностранного гражданина, на его конкретные права и обязанности в различных сферах жизнедеятельности. Однако в области оказания медицинской помощи и медицинского страхования разницы в объеме предоставляемых прав нет. Понятие "временно находящийся на территории России иностранный гражданин" является общим по отношению к понятиям "временно пребывающий" и "временно проживающий в РФ иностранец" и охватывает оба эти понятия.

Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.1998 N 1488, не распространяется на некоторые категории иностранцев, например: на постоянно проживающих в РФ иностранцев; работающих по трудовому договору; имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи в соответствии с международными договорами. Оно предусматривает оказание им медицинской помощи, включая медико-транспортные услуги, на основании договора медицинского страхования и в соответствии с размером фактически выплаченного страхового взноса. Объем предоставляемой медицинской помощи не может быть меньше минимального перечня медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся на территории РФ. Такой перечень услуг утвержден Приказом Минздрава России от 06.08.1999 N 315 "О минимальном перечне медицинских услуг, оказываемых в системе медицинского страхования застрахованным иностранным гражданам, временно находящимся в Российской Федерации". В него входят:

Скорая медицинская помощь;

Медицинская помощь в амбулаторных и стационарных медицинских учреждениях при внезапном расстройстве здоровья и несчастных случаях в объеме, необходимом для устранения угрозы жизни пациента и (или) снятия острой боли;

Транспортировка медицинским транспортом или иным транспортным средством, включая медицинское сопровождение (медицинская бригада, врач, медицинская сестра), с места заболевания (происшествия) в медицинское учреждение;

Посмертная репатриация (транспортировка) останков.

Медицинское страхование иностранных граждан, временно находящихся на территории РФ, осуществляется российскими страховыми организациями на основании лицензии. Медицинское страхование указанных иностранных граждан может осуществляться иностранной страховой организацией, заключившей соответствующий договор с российской страховой организацией, или с сервисной организацией, обеспечивающей организацию медицинской помощи (медико-транспортных услуг). В любом случае организация и финансирование медицинской помощи производятся в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг.

Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство. Данная категория иностранных граждан имеет в области медицинского страхования такие же права, как граждане РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Застрахованным в рамках ОМС гражданам РФ медицинская помощь оказывается бесплатно в соответствии с базовой программой ОМС, являющейся частью программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на очередной год. Положения базовой программы ОМС распространяются и на постоянно проживающих в России иностранных граждан.

Таким образом, иностранным гражданам гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Они имеют право на получение медицинской помощи на территории России в порядке, определяемом Правительством РФ:

Скорая медицинская помощь им оказывается бесплатно;

Плановая - на платной основе. Предусматривается два порядка оплаты плановой медицинской помощи:

а) на основе договора на предоставление платных медицинских услуг;

б) на основе договора добровольного медицинского страхования (ДМС) и договора обязательного медицинского страхования (ОМС). Для самого иностранца плановая медицинская помощь может быть бесплатной, т. к. взносы на ДМС и ОМС осуществляет не он сам, а страхователь.

При рассмотрении вопроса о медицинском страховании иностранных граждан имеет значение статус иностранного гражданина. Если он постоянно проживает на территории России, то подлежит страхованию наравне с гражданами РФ. Если он временно находится в Российской Федерации, то его медицинское страхование осуществляется в определенном Правительством РФ порядке: в соответствии с договорами медицинского страхования и размером фактически выплаченного страхового взноса, но в объеме не меньшем, чем предусмотрено минимальным перечнем медицинских услуг. До 01.01.2010 временно пребывающие на территории России иностранные граждане, работающие по трудовым и гражданско-правовым договорам, подлежали ОМС. В настоящее время за иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации, получающих вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, страховые взносы на ОМС не производятся. Соответственно, указанная категория иностранных граждан не подлежит обязательному медицинскому страхованию. Видимо, при оказании временно пребывающим на территории России иностранных граждан медицинской помощи должно применяться указанное выше Положение о медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации.

Лица без гражданства

Перейдем к рассмотрению вопроса оказания медицинской помощи лицам без гражданства, беженцам и вынужденным переселенцам.

Словарь трудового права. Лицом без гражданства признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, лица без гражданства в Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со ст. 18 Основ законодательства об охране здоровья лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, пользуются правом на охрану здоровья наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Порядок оказания медицинской помощи указанной категории лиц устанавливается в соответствии с законодательством России. Статья 7 Закона о медицинском страховании говорит о том, что на территории РФ лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ.

Таким образом, действующее законодательство последовательно закрепляет принцип равенства прав граждан РФ и апатридов (лиц без гражданства) в области охраны здоровья в целом и при получении медицинской помощи в частности. Указанная категория лиц имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в рамках федеральной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Но на практике у апатридов возникает масса проблем, связанных с их регистрацией по определенному месту жительства, со свободой передвижения, с устройством на работу, учебу, с прикреплением к лечебно-профилактическому учреждению, получением медицинской помощи, и других. Сложно себе представить, как человек, не имеющий паспорта - документа, удостоверяющего личность и гражданство человека, может реализовать провозглашенные в законах права, да еще и наравне с гражданином России. Представляется правильным закрепление на правовом уровне прав лиц без гражданства в области охраны здоровья наравне с гражданами РФ в данной сфере, однако необходимо добиться реального воплощения провозглашенных прав в жизни.

Вынужденные переселенцы

Вынужденным переселенцем признается:

Гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России;

Гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Словарь трудового права. Вынужденным переселенцем признается гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (ред. от 23.07.2008, далее - Закон о вынужденных переселенцах).

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 4 Закона о вынужденных переселенцах лицо, получившее свидетельство о регистрации ходатайства, и прибывшие с ним члены семьи, не достигшие возраста 18 лет, имеют право на медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что порядок оказания медицинской помощи вынужденным переселенцам различный в зависимости от того, к какой именно группе вынужденных переселенцев относится лицо.

Если вынужденный переселенец - гражданин РФ, то он имеет право на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения наравне с другими гражданами России. Если вынужденный переселенец - лицо без гражданства, иностранец, постоянно проживающий на территории РФ, или беженец, порядок оказания ему медицинской помощи устанавливается в соответствии с законодательством РФ. Проведенный анализ законодательства в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи указанным категориям лиц позволяет сделать вывод о том, что для большинства групп вынужденных переселенцев установлен единый порядок оказания медицинской помощи - они имеют право на бесплатную медицинскую помощь наравне с гражданами России.

Библиография

1. Черных В. Д. Здоровье населения - важнейший фактор социально - экономического развития общества / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ. [Электронный ресурс]. URL: budgetrf. ru/Publications/Magazine s/Ve stnikSF/2000/ve stniksf 125-13/vestniksf125-13000.htm. Дата обращения - 07.09.2010.

2. Шленева Е. Б. О соотношении конституционного права на охрану здоровья с иными конституционными правами и свободами человека и гражданина. М.: Манускрипт, 2003.

В. Власенкова

Ассистент

кафедры трудового права

юридического факультета

МГУ им. М. В.Ломоносова

Подписано в печать

  • Трудовое право

Ключевые слова:

1 -1

Загрузка...