Методы распределения фондов и денежных средств. Понятие, принципы, формы и методы осуществления финансовой деятельности государства

» рассматривается в двух аспектах как совокупность:

  • экономических отношений , возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;
  • фондов денежных средств , мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансовая система РФ, ее состав

Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:

  • с входящими в нее и ;
  • внебюджетные целевые фонды;
  • , объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • (государственный и банковский).

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (федеральные и региональные, например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Финансовый институт — это группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Единство финансовой системы РФ

Самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики — необходимое условие гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст.75).

Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления

Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.

Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.

Принципы финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.

Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.

Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Методы осуществления финансовой деятельности

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования .

Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации

Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).

Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства

Существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов , специально созданных для управления финансами и для осуществления в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья : бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Федеральное казначейство, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов РФ и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства . Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ Государственная дума обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам ; ; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной думой, подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ.

Президент Российской Федерации как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти исходя из положений Конституции и федеральных законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с которыми строится финансовая политика. С ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики Президент РФ обращается к Федеральному собранию (ст. 80, 84 Конституции РФ).

Президент РФ издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений, организации органов финансово-кредитной системы, через Контрольное управление Президента РФ осуществляет .

Финансово-бюджетное управление Президента РФ образовано в целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ. Его деятельность распространяется на область общегосударственных финансов, бюджета, налоговой политики, страхового дела, ценообразования, кредитных отношений и денежного обращения.

Правительство РФ осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой кредитной и денежной политики, определенные федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации». В частности, Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и предоставляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т. д.

Представительные и исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления РФ и субъектов РФ, выполняя свои основные задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности в качестве основной функции были созданы специальные органы государственного управления:

  • Российской Федерации;
  • Российской Федерации;
  • Итак, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия решения государственных органов и по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

    Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим свойствам, юридической природе, органам, издающим их, и другим основаниям.

    По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, т. е. правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

    По юридической природе финансово-правовые акты делятся на:

    • законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства;
    • подзаконные.

    Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

    К финансово-плановым актам относятся:
    • основной финансовый план государства — РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
    • финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
    • финансово-кредитные и кассовые планы банков;
    • финансовые планы страховых организаций;
    • финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
    • финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
    • сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

    Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.

Основываясь на вышеупомянутых принципах, государство реализует распределительную, перераспределительные и контрольную функции финансов. Это выражается преимущественно через методы финансовой деятельности – совокупность приёмов и средств, спомощью которых уполномоченные государством органы от его имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средств.

Они разделяют на три основные группы , что связано с ролью и назначением государственных финансов:

1) методы мобилизации фондов,

2) методы распределения фондов,

3) методы использования фондов.

1) методы мобилизации фондов . Мобилизация - это комплекс мероприятий, осуществляемых в государстве с целью планомерного формирования фондов денежных средств. Сбор средств осуществляется посредством обязательного и добровольного методов мобилизации .

Обязательный метод представляет собой, по сути, взимание налогов, сборов и других обязательных платежей, за счет которых и формируются преимущественно доходная часть бюджетной системы страны и целевые фонды средств. Государство на уровне закона устанавливает вид обязательного платежа, размер, ставки, объект и плательщиков, порядок взимания. Метод обязательных отчислений применяется и при проведении обязательного государственного страхования.

Добровольный метод мобилизации предполагает отсутствие императива со стороны государства при осуществлении платежей и реализуется посредством денежно-вещевых лотерей, благотворительных пособий, пожертвований, даров, и т.п.. К добровольному методу мобилизации следует отнести и займы, осуществляемые государством и органами местного самоуправления путем эмиссии государственных или муниципальных ценных бумаг с целью покрытия дефицита бюджета или выполнения определенных целевых программ.

2) методы распределения фондов. Распределение средств является также одним важных направлений финансовой деятельности государства. Распределение средств осуществляется на основании Бюджетного кодекса Украины в соответствии с утвержденными годовых финансовых планов как государства (государственный бюджет), так и отдельных субъектов (местные бюджеты, бюджетные росписи, сметы бюджетных учреждений и т.д.).

К основным методам распределения средств относятся: финансирование и кредитование. Финансирование - это безвозвратный, бесплатный, целевой отпуск средств, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов с соответствующего централизованного фонда денежных средств. В зависимости от того, кому и на каких условиях предоставлены денежные ресурсы, различают дотации, субвенции, субсидии.

Под термином «дотация» понимают предоставление денежных средств кому-либо в целях покрытия недостатка собственных средств. Различают два вида дотаций:


1. Помощь, выделяемая предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независящими от них причинами;

2. Бюджетная дотация - безвозмездная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами.

Субвенция - это бюджетная дотация, предоставляемая вышестоящим бюджетом нижестоящему для определенного целевого использования. В случае нарушения условий их использования, а также неиспользованные в течение бюджетного года субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет.

Субсидия - это вид целевой помощи в денежной или натуральной форме юридическим или физическим лицам, органам местного самоуправления, другим государствам, предоставляемый за счет средств бюджета или целевых фондов.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмезности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования - как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

3) методы использования фондов средств . К данным методам относят плановость, целевой характер использования средств, эффективность и экономия, научно-методологический подход в определении объемов расходов, использование в пределах установленных лимитов и другие методы.

Перечисленные методы финансовой деятельности являются основными, но не исчерпывающими. Так, на всех этапах финансовой деятельности применяется метод финансового контроля. Его назначение является весьма важным, поскольку финансовые ресурсы всегда ограничены, их мобилизация и расходование регламентируются специальными правовыми нормами. финансовый контроль является постоянным и всесторонним, поскольку фактически охватывает все аспекты деятельности государства, юридических и физических лиц. Отсюда вытекают и широкие полномочия органов финансового контроля. Финансовая деятельность каждого субъекта должна быть прозрачной и осуществляться в рамках действующего законодательства.

Сущность финансовой деятельности раскрывается на отдельных стадиях, которыми и определяются особенности ее осуществления.

1. На стадии формирования централизованных и децентрализованных фондов происходит образование бюджетных фондов (Государственного бюджета Украины и местных бюджетов), децентрализованных фондов.

2. На стадии распределения денежных средств финансовая деятельность осуществляется на трех уровнях:

а) на уровне формирования денежных фондов, которое происходит, например, при поступлении денежных средств в бюджеты;

б) собственно распределение, которое охватывает движение денежных средств, уже закрепленных за определенными бюджетами, на финансирование определенных государственных задач и функций;

в) перераспределение, осуществляемое через механизмы косвенных налогов, пошлин, трансфертных платежей.

3. На стадии использования государственных денежных средств финансовая деятельность осуществляется по разным направлениям (отраслям, регионам и др.).

4. Завершающей стадией является контроль за движением денежных фондов. Он характеризуется определенным своеобразием. Если первые три стадии движения денежных фондов и финансовой деятельности последовательно идущих друг за другом и окончание одной предполагает начало следующей стадии, то контроль отличается определенной двойственностью:

а) с одной стороны, он носит сквозной характер и осуществляется на каждой стадии движения денежных средств;

б) с другой стороны, выступает как итоговый этап в движении денежных ресурсов, сочетая итогово-отчетные действия.

Финансовая деятельность осуществляется в соответствии с ряда принципов, основные из которых закреплены Конституцией Украины.

Принцип законности означает осуществление финансовой деятельности на всех этапах движения денежных фондов при четкой регламентации их нормами финансового права, возможности применения государственного принуждения.

Принцип плановости предполагает осуществление финансовой деятельности в строго упорядоченной, последовательной, сбалансированной форме при детальном закреплении процедур, порядка движения этих средств.

Принцип гласности выражается во взаимосвязи движения финансовых потоков, соотношение и сбалансированности различных потоков, денежных фондов, доведении до граждан, других субъектов сущности проектов финансово-правовых актов, итоговых актов по результатам их применения.

Принцип системности означает осуществление финансовой деятельности взаимосвязанных институтов финансовой системы в условиях соподчинения, взаимопроникновения элементов финансовой системы государства (бюджетной системы, кредитной системы, обязательного государственного страхования, финансов предприятий).

Принципы финансовой деятельности, характеризуя и раскрывая ее содержание, создают условия осуществления функций финансовой деятельности. В основном они отражают и детализируют основные функции финансов, хотя и отличаются некоторым своеобразием. К ним относятся основные направления финансовой деятельности:

1) организация денежного обращения;

2) формирование денежных фондов;

3) распределение и использование денежных ресурсов;

4) организация финансового контроля.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами (способами, приемами), при которых государство, уполномоченные им органы осуществляют мобилизацию, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Под методами финансовой деятельности необходимо понимать конкретные приемы и способы, с помощью которых государство осуществляет формирование, распределение и использование соответствующих централизованных и децентрализованных фондов. Учитывая наличие трех общих направлений в финансовой деятельности государства, возможна следующая классификация методов ее осуществления:

а) методы формирования средств фондов;

б) методы распределения средств фондов;

в) методы использования средств фондов;

В основе выбора конкретного метода финансовой деятельности лежит несколько факторов:

1) стадия финансовой деятельности государства, движение денежных фондов;

2) форма собственности на денежные средства, которые переходят государству;

3) источник государственных доходов;

4) цели, на которые используются денежные ресурсы на конкретном этапе развития государства;

5) соотношение между доходами и расходами, на покрытие которых они направляются.

Методы финансовой деятельности дифференцируются в зависимости от стадий движения денежных фондов.

1. Методы мобилизации денежных ресурсов:

а) метод обязательной мобилизации реализует безусловные императивные обязанности их выполнения, гарантии. Реализуется прежде всего через формы налоговых платежей, других безусловных и обязательных сборов. Императивно определяется и гарантируется вид платежа, плательщик, объект, ставка, размер, сроки, способы обеспечения и др.;

б) метод добровольной мобилизации предполагает преимущественно диапозитивные способы обеспечения финансовых поступлений, механизмы кредитования (вклады населения, приобретение государственных ценных бумаг, лотерейных билетов и др.).

2. Методы распределения денежных ресурсов:

а) метод финансирования является целевой, плановой, бесплатной и безвозвратной передачей государственных денежных средств из бюджетов на определенные цели, задачи, реализацию государственных функций;

б) метод кредитования означает целевую, возмездное, срочное и поворотную передачу денежных средств, осуществляется на платной основе. Этот метод объединяет два различных по содержанию способа: государственное и банковское кредитование, хотя последнее частично относится к сфере публичного регулирования.

Методы финансирования и кредитования могут подразделяться на различные подвиды в зависимости от цели использования средств, источников их формирования, организационно-правовых режимов субъектов.

Так, к видам финансирования относятся: 1) дотации; 2) субвенции; 3) субсидии.

Дотация - выделение денежных средств кому-либо в целях восполнения недостатка собственных средств. Различают два вида дотаций: 1) выделяются предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинам; 2) бюджетная дотация - бесплатная, безвозвратная помощь вышестоящего бюджета ниже, не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами.

Бюджетная дотация, которая носит целевой характер, называется субвенции. ее предоставления ниже бюджета осуществляется с четким определением расходования средств. В случае нарушения условий их использования субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет. Не использованные в течение бюджетного года субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет с одновременным предоставлением отчета об израсходованных суммах.

Право местных бюджетов на получение дотаций и субвенций закреплено в ст. 97, ст. 108 Бюджетного кодекса Украины.

Под субсидией (от лат. ЗиЬзийиит - помощь, поддержка) необходимо понимать оказания помощи в денежной или натуральной форме физическим или юридическим лицам, органам местного самоуправления или другим из государственного или местного бюджетов, а также специальных целевых фондов.

Субсидия применяется как способ сбалансирования доходов и расходов лиц, которым она выделяется и всегда носит целевой характер, поскольку предоставляется для финансирования конкретных мероприятий и учреждений.

По методу кредитования, то его особой формой является государственный кредит, в котором заемщиком или кредитором выступает государство или органы местного самоуправления.

3. Методы использования денежных ресурсов связаны с расходованием денежных фондов и подразделяются:

а) в зависимости от направленности расходования:

Пообъектный - предполагает направление денежных ресурсов на финансирование определенных объектов (имущественных комплексов и др.);

Посубьектний - выделение и передача денежных средств отдельным субъектам (конкретным распорядителям или получателям бюджетных средств - отдельным лицам, категориям лиц или регионам)

б) в зависимости от формы поступления денежных ресурсов:

Безналичные денежные перечисления, расчеты;

Наличные денежные средства.

Методы финансовой деятельности не являются застывшими формами реализации движения денежных фондов, его обеспечения. Естественно, они могут меняться со временем, приобретать новое содержание. В основе этих изменений лежат преобразования самого государства, изменения ее задач. Так, например, с начала 90-х годов XX в. достаточно активно развивался метод обязательных мобилизаций, усложнялась налоговая система Украины.

Следует признать, что распределение методов в зависимости от направлений финансовой деятельности весьма условный, поскольку фонды не являются абсолютно обособленными и часто может складываться ситуация, когда вследствие корреспонденции средств двух или более фондов для одних применения какого-либо из вышеупомянутых методов служить приемом формирования фондов, а для корреспондирующих фондов - распределением или использованием.

Существуют и другие, чем указанные выше, методы осуществления финансовой деятельности.

Юридической формой осуществления финансовой деятельности является финансово-правовые и финансово-плановые акты, издаваемые уполномоченными органами государства. Осуществление классификации таких актов возможно при различных оснований. Так, по юридическим свойствам различают нормативные и индивидуальные финансово-правовые акты.

Нормативные финансово-правовые акты устанавливают общие положения для регулирования целой группы однородных финансовых отношений, обращенные к широкому кругу лиц, рассчитанные на долгое время действия и неоднократное применение. Например, Закон Украины "О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства" от 09.04.99 г..

Индивидуальный финансово-правовой акт связан с конкретными финансовыми правоотношениями и направлен в каждом конкретном случае на их установку, изменение или прекращение, то есть выступает в роли юридического факта: например, решение Председателя районной налоговой инспекции о применении финансовых санкций. Такой акт рассчитан на однократное (разовое) применение, обращенный к определенному лицу, выданный по конкретному вопросу и теряет свою силу или надлежащим исполнением, или отменой его принятым органом (или выше), или признание его недействительным в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В связи с особым значением планирования в финансовой деятельности в системе финансово-правовых актов выделяют особую группу финансово-плановых актов. К ним относятся: государственный и местные бюджеты, единые сметы учреждений и организаций, находящихся на бюджетном финансировании, кассовый план НБУ и др.

Финансово-плановые акты принимаются в процессе финансовой деятельности государства и содержат конкретные задачи в области финансов на определенный период, то есть планами по мобилизации, распределения и использования финансовых ресурсов. По юридическим свойствам их нельзя отнести ни к нормативным, ни к индивидуальным финансово-правовых актов, поскольку они содержат признаки и тех, и других.

По юридической природе финансово-правовые акты подразделяют на законодательные и подзаконные. В зависимости от того, какими органами выдаются такие акты, их классифицируют на: 1) акты представительных органов; 2) акты исполнительных органов; 3) считается, что они могут выделить и акты судебных органов.

При классификации финансово-правовых актов, в зависимости от компетенции органов, которые выдают, они могут быть разделены на: 1) акты органов общей компетенции; 2) акты органов специальной компетенции; 3) акты государственной власти; 4) акты органов местного самоуправления.

Классификация форм финансовой деятельности может осуществляться на различных основаниях:

а) по юридическим формам, свойствами:

Правовая - форма финансовой деятельности, осуществляемой посредством принятия и реализации финансово-правовых актов. их можно классифицировать по нескольким направлениям (по юридическим свойствам; по юридической природе, за органами, которые принимают и др.), но подробнее эти вопросы будут рассмотрены при анализе финансово-правовых норм, финансового законодательства;

Неправовое - форма финансовой деятельности, не связанная с правовым выражением. Чаще всего она, правда, производная, связанная с правовыми формами, иногда связана с пробелами в праве;

б) по организационным формам:

Создание централизованных фондов денежных средств;

Формирование децентрализованных денежных фондов;

В сфере бюджетной деятельности;

В сфере налогового регулирования;

В сфере кредитования;

В сфере валютного регулирования;

В сфере финансового контроля.

Финансовая деятельность осуществляется специальным ап­паратом на основании разнообразных методов (в том числе - поощрений, ограничений и санкций).

Формы финансовой деятельности государства - это действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть:

  • правовые (выражаются в установлении или применении );
  • организационные (опосредующие организационные отношения, например, проведение совещаний в аппарате налоговых органов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).

В зависимости от участников методы осуществления финансовой деятельности делятся на две группы:

1) методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

  • добровольные;
  • обязательные;
  • смешанные;

2) методы распределения и использования фондов денежных средств.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

  • налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);
  • обязательных взносов (платежей) в различные фонды;
  • добровольного привлечения денежных средств (в форме в банк, приобретения облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);
  • взимания сборов и (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);
  • страхования (образование страховых фондов);
  • эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние).

Методы распределения фондов денежных средств:

  • финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);
  • кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);
  • выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам ак­кумуляции или распределения денежных средств, экономических отноше­нии принято называть финансовым институтом , к которым относятся, на­пример, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зави­сит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

Финансовая деятельность осуществляется государством как охранительными, так и регулятивными способами, адми­нистративными и экономическими методами. В условиях рыноч­ной экономики применение административных методов в фи­нансовой деятельности сокращается. Они используются в орга­ничном единстве с экономическими методами. Регулирование финансовой деятельнос­ти государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованнос­ти любых административных решений и на устранение элемен­тов администрирования в финансовой деятельности.

Понятие финансового права. Для того чтобы государство могло выполнять свои функции (социальное управление, оборона страны, поддержание общественного порядка и т. п.), ему необходимы материальные средства. В условиях товарно-денежных отношений привлечение и использование материальных средств удобнее всего осуществлять в денежной форме. Процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства, представляет собой финансовую деятельность государства. Осуществляется эта деятельность органами всех ветвей государственной власти - законодательной (представительной), исполнительной и судебной - в пределах их компетенции. Финансовая деятельность местного самоуправления осуществляется органами местного самоуправления в рамках их полномочий.

Осуществление финансовой деятельности объективно предполагает применение таких экономических категорий, как финансы, кредит, деньги и др.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает следующие основные задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом (финансовым планом) обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать расширенное воспроизводство.

3. Осуществить финансовый контроль за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов.

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов, зависящих от субъектов, с которыми государство вступает в правоотношения в процессе этой деятельности, и от конкретных условий собирания и распределения денежных фондов. С учетом этого указанные методы делятся на две группы:

1) методы собирания фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды: а) налоговый метод - используется государством для изъятия части доходов физических и юридических лиц в бюджет; б) метод обязательных взносов {платежей) в государственные внебюджетные фонды (юридическими и физическими лицами - в Пенсионный фонд, юридическими лицами - в фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования) и др.; в) метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретения облигаций и других ценных бумаг; г) метод взимания пошлин, т.е. платы за услуги 1 оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т. п.); д) метод страхования с образованием страховых фондов; е) метод эмиссии денег - дополнительный выпуск денежных средств в обращение.


К методам распределении фондов денежных средств относятся: а) финансирование - плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета; б) кредитование - также плановая, целевая, во возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд; в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей, осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов; г) осуществление расчетов между различными субъектами.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом, к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образует финансовую систему , состоящую из следующих звеньев:

1. Государственные финансы, включающие в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды и государственный кредит.

2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций, объединяющий финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, и финансы общественных объединений.

3. Институт кредитования образуют отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сфере страхования отношения представлены отраслями страхования: личным, имущественным, страхованием ответственности, перестрахованием.

Существует ряд вопросов, которые тесно связаны с финансовой деятельностью государства.

Во-первых, необходимо разделить компетенцию Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере финансовой деятельности. Во-вторых, весьма важным является определение круга органов государственной власти и государственного управления, непосредственно осуществляющих финансовые функции государства, а также определение их компетенции в этой сфере. Наконец, в-третьих, немаловажен вопрос финансового контроля, т. е. государственного контроля за образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

Все перечисленные отношения регулируются нормами отрасли финансового права, а сами эти отношения и составляют ее предмет.

Финансовое право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с собиранием, распределением и использованием денежных средств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, необходимых для осуществления их функций.

Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что: а) они складываются в сфере финансовой деятельности и связаны с организующей ролью государства по распределению и перераспределению национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов накопления; б) непосредственным основанием для возникновения этих отношений служит проводимая планомерная деятельность по образованию и использованию денежных фондов в обществе: в) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов.

Система финансового права включает общую и особенную части.

Нормы общей части закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.

Особенная часть финансового права содержит разделы, группы норм, регулирующие отношения в области бюджета, государственных доходов, государственных расходов, государственного кредита, страхования, банковского кредита и расчетов, денежного обращения и валюты.

Названные разделы, в свою очередь, объединяют ряд институтов, обусловленных известной спецификой регулируемых отношений. В системе финансового права выделяют также подотрасли бюджетного и налогового права.

Юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то государственными органами. Финансово-правовые акты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным основаниям, например:

· по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неоднократное, длительное применение;

· по органам, издающим финансовые акты, они делятся на акты органов представительной, исполнительной и судебной властей: 1) указы Президента Российской Федерации; 2) финансовые акты, издаваемые органами общей компетенции (Правительство РФ); 3) финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами (Министерство финансов, Центральный банк и др.), отраслевыми министерствами, ведомствами; 4) финансовые акты, издаваемые муниципальными органами; 5) судебные акты.

Общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права, представляют собой финансовые правоотношения, отличающиеся от других правоотношений следующими признаками: 1) возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований; 2) одной из сторон всегда является государство, уполномоченный государством орган или муниципальное образование, что придает этому правоотношению властный характер; 3) носят имущественный характер, т. е. в конечном счете всегда возникают по поводу денежных средств.

Кроме специфических признаков, отграничивающих его от смежных правовых отношений, финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников.

Субъекты финансовых правоотношений подразделяются на три группы: Общественно-территориальные они включают в себя Российскую Федерацию, а также административно-территориальные образования в составе муниципальных образований.

Коллективные субъекты, включающие органы государственной власти (представительные органы власти, исполнительные органы власти общей и специальной компетенции и Банк России), уполномоченные кредитные организации (т. е. имеющие лицензию на осуществление банковских операций с иностранной валютой), а также иные организации и юридические лица (регистрирующие и лицензирующие органы, учреждения социальной защиты населения, бюджетные учреждения, унитарные и казенные предприятия).

Индивидуальные субъекты, т. е. физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, определенные должностные лица).

Нормы финансового права как публичной отрасли права носят императивный характер, т. е. их содержание не может быть изменено по соглашению участников отношения, как это имеет место при диспозитивных нормах, например, гражданского права. Соответственно основным методом финансового права является метод властных предписании.

В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие. При этом большинство норм носит обязывающий характер.

В зависимости от содержания нормы финансового права подразделяются также на материальные и процессуальные. Материальные - закрепляют права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, компетенцию и структуру органов управления финансами и т. д. Процессуальные - определяют порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений.

Загрузка...