Очередность на жилье по месту работы. Постановка в очередь военнослужащих на получение жилья

Добиться бесплатного жилья от государства всегда было делом сложным и хлопотным. Сегодня гарантированное ст.40 Конституции РФ право на жилье малоимущих россиян реализуется через предоставление помещений по договору соцнайма в порядке квартирной очереди. Многие считают иллюзорной возможность обрести желанное обиталище за государственный счет. Даже в условиях, когда они формально удовлетворяют требованиям, люди не оформляются на квартирную очередь.

Отказ от предоставленной государством возможности нерационален. Факт нахождения на квартирном учете может сыграть на руку не только при получении соцжилья, но и в случае самостоятельной покупки недвижимости. Существует множество федеральных и региональных программ, предполагающих:

  • субсидирование государством покупки недвижимости (до 30% стоимости);
  • программы социальной ипотеки с льготной ставкой и длительным периодом выплаты;
  • предоставление рассрочки и другие выгоды.

Кого принимают на квартирную очередь в 2019-2020 году?

Согласно ст.49 Жилищного кодекса РФ, социальное жилье положено малообеспеченным россиянам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Существует несколько предпосылок постановки на квартирный учет:

  1. Гражданство РФ – принципиальное требование к претендентам на жилье по договору соцнайма (п.5 ст.49 ТК РФ). Правила постановки на учет «смешанной» семьи варьируются в регионах. Но если речь идет об одиноком иностранце либо семье иностранцев/лиц без гражданства, о том, чтобы получить социальное жилье, нечего и думать;
  2. Констатация статуса малоимущего в управлении соцзащиты по месту жительства;
  3. Потребность в улучшении бытовых условий из-за недостатка квадратуры либо полного отсутствия собственной жилплощади;
  4. Ценз оседлости от 5 лет (в Москве – 10 лет). Учитывая тот факт, что обеспечение жильем проводится за счет бюджетов субъектов федерации, требование о ПМЖ с регистрацией на его территории выглядит обоснованно;
  5. Отсутствие на протяжении последних 5 лет до дня постановки на учет намеренных действий, которые бы ухудшили уровень обеспеченности заявителей жильем (например: регистрация в квартире чужих людей, обмен большей квартиры на меньшую).

Получение статуса малоимущего

Перед тем как встать на очередь на квартиру, нужно обратиться в местное управление соцзащиты за статусом малоимущих. Предварительно оценить свое соответствие категории «малоимущий» достаточно сложно. Да и сама она, согласно ТК РФ, применяется только «в целях настоящего Кодекса». В практической плоскости это означает, что зарплата взрослых членов семьи на уровне МРОТ или получение соцпособий по малообеспеченности не гарантирует причисления к малоимущим. И наоборот, если у родителей достаточный доход, но нет имущества и несколько детей, на очередь их могут принять.

При обращении за искомым статусом сотрудники собеса принимают во внимание:

  • совокупные официальные доходы членов семьи (заработная плата, алименты, рента, доход с депозита и т. п.);
  • стоимость их собственности (жилой и нежилой недвижимости, земельного участка, ТС, самоходных машин и тракторной техники).

Перечень значительного имущества чиновники будут выяснять на основании сведений от имущественно-регистрационных органов. Поэтому иномарка, купленная по доверенности, формально собственностью не является, а о бытовой технике или золотых украшениях речь вообще не идет. Собирать и носить справки придется заявителю. Например, относительного земельного участка потребуется выписка о кадастровой стоимости, относительно транспортного средства – справка ГИБДД о наличии/отсутствии и экспертная оценка. Весь предоставленный пакет документов будет тщательно проверяться.

Исходя из полученных данных, сотрудники собеса рассчитывают, сможет ли семья самостоятельно купить квартиру за 20 лет. Для этого они:

  • вычисляют сумму свободных средств, отнимая от совокупного месячного дохода семьи прожиточные минимумы на каждого ее члена;
  • полученную цифру умножают на 12 (месяцы года) и на 20;
  • к результату подсчетов прибавляют стоимость всего имущества семьи;
  • сравнивают полученную сумму с расчетной стоимостью жилья соответствующей квадратуры по региону.

Если оказывается, что за 20 лет заявители не смогут купить недвижимость самостоятельно, подтверждается статус малоимущего, о чем заявителям высылается письменное извещение.

Основания признания нуждающимися в улучшении бытовых условий:

  • Отсутствие жилплощади, когда гражданин:
  1. не является супругом или ребенком владельца жилой недвижимости или нанимателя социального жилья.
  2. не является нанимателем по договору соцнайма или найма помещений фонда социального пользования;
  3. не имеет жилья в собственности;
  • Обеспечение жилплощадью менее учетной нормы, установленной региональными властями (для Москвы это 10 кв.м. для отдельных квартир и 15 кв.м. – для помещений, где сожительствуют несколько семей или поколений родственников).
  • Обитание в недвижимости, не соответствующей техническим, санитарно-гигиеническим нормам (нежилая, аварийная, ветхая, подлежащая сносу) независимо от квадратуры.
  • Вынужденное сожительство с больным, страдающим тяжелой или заразной формой хронической болезни, общее проживание с которым невозможно по медицинским показаниям. Перечень заболеваний установлен правительством и включает, к примеру, активную форму туберкулеза, гангрену, психические расстройства, эпилепсию с припадками.

Как встать на учет?

Имея на руках позитивное заключение от райсобеса, необходимо обратиться в окружное Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда со следующим пакетом документов:

  • заявление о постановке на учет за подписью всех членов семьи на стандартном бланке;
  • документы, удостоверяющие личность заявителя (общегражданский паспорт, свидетельство о рождении);
  • идентификационные коды;
  • свидетельство о заключении/расторжении брака;
  • справка из Единого кадастра объектов недвижимости с указанием наличия/отсутствия у заявителей жилья в собственности;
  • справка из территориального органа ФНС о доходах, выписки с банковских счетов финансовых учреждений о движении средств;
  • при наличии – документы, подтверждающие льготы.

Приведенный перечень включает общепринятые документы. Их истребуют при постановке на учет у любой категории заявителей – и у молодой семьи, и у матери-одиночки. В зависимости от конкретной ситуации и региона он может дополняться другими документами.

Решение о постановке на учет принимается на протяжении календарного месяца. В случае успеха семья становится претендентом на минимально обязательные 18 кв.м. муниципальной жилплощади на душу – таков общегосударственный стандарт.

Тем, кто встал на очередь, сведения о неизменности материального положения и сохранении потребности в улучшении бытовых условий придется подтверждать ежегодно.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение - вы можете быстро получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно, просто заполнив форму ниже.

Каждому гражданину РФ право на жилье гарантируется ст.40 нашей конституции. На сегодняшний день бесплатное жилье, как и прежде, получают те граждане (в порядке очереди), которые наиболее остро в нем нуждаются. Правда, получить квартиру по такой схеме непросто. Какие документы следует собрать, чтобы получить жилье бесплатно, и как это сделать?

Кто претендует на бесплатную квартиру, и кто может получить бесплатное жилье вне очереди в России

В настоящий момент на бесплатное жилье от государства (соответственно ФЗ №29 от 14/06/06) можно рассчитывать при следующих условиях:

  1. Семья признана малоимущей (низкий доход).
  2. Размер площади жилья семьи – ниже учетной нормы на каждого члена семьи. Стоит отметить, что данную норму устанавливают отдельно по регионам. Например, в Москве – 10 кв/м на 1 члена семьи, а во Владивостоке – 13 кв/м. На заметку: в процессе определения площади жилья семьи учитываются также площади той недвижимости, что имеется в собственности у каждого.
  3. Ветхое состояние жилья, где проживает семья. Либо дом не подлежит ремонту и признан специальной комиссией непригодным для проживания. Решение об «аварийности» дома принимается органами исполнительной власти.
  4. Проживание на общей с семьей площади (коммунальная квартира) хронически больного с тяжелой форме болезни. Список таких заболеваний в постановлении №378 от 16/06/06. Например, туберкулез или гангрена и пр.
  5. Отсутствие в доме удобств. Например, электричества или отопления, горячей воды и/или водопровода, ванны, плиты и пр.
  6. Отсутствие в собственности у членов семьи какой-либо недвижимости при наличии права на проживание в РФ.

На заметку:

Встать на очередь могут только те граждане, что признаны малоимущими и остро нуждаются в улучшении жилищных условий. Статус квартиры (государственная/в собственности) значения не имеет – финансовая несостоятельность имеет самое большое значение. Также стоит отметить, что семьям, вставшим на учет еще до момента принятия нового ЖК (до 2005-го), не придется доказывать свою финансовую несостоятельность. А вот для тех, кто встает на очередь сегодня, данный факт придется подтвердить солидным пакетом документов.

Бесплатное жилье вне очереди – кто имеет право?

  1. Лица, жилье которых, согласно установленному порядку, было официально признано негодным для проживания, а также неподлежащим ремонту/реконструкции.
  2. Все дети-сироты.
  3. Все дети, которые остались без попечения родителей.
  4. Все лица, в анамнезе которых – хронические болезни тяжелой формы, способные нанести вред здоровью окружающих.

Полный список документов на очередь на бесплатную квартиру

Если у вас есть основания для получения статуса «очередника» и предъявления права на бесплатное жилье, готовьте пакет документов для жилищной комиссии:

  1. Заявление (по образцу). Оно должно быть подписано каждым членом вашей семьи старше 18 лет, желающим получить статус «нуждающийся», и заверено в отделе вселения/регистрационного учета (по вашему месту жительства).
  2. Паспорт РФ заявителя и всех членов семьи + ксерокопии нужных страниц (семейное положение и дети, фото с местом жительства, сведения о ранее выдаваемых паспортах). В данном случае, члены семьи – это муж (супруга) и их дети до 18 лет, либо лица, которые проживают совместно с ними и имеют иные признаки родства, либо те лица, что живут с заявителем, включая вселенных на площадь в качестве членов семьи по решению суда.
  3. Все документы (+ копии), определяющие/подтверждающие состав семьи, родственные отношения и др. То есть, св-ва о рождении/браке или разводе, все соответствующие решения суда или опеки и пр.
  4. Форма 7 и 9 (обе действительны только 1 месяц).
  5. Выписка с лицевого счета о количестве проживающих лиц (срок действия – 1 мес.).
  6. Выписка из ЕГРП с информацией о наличии/отсутствии в собственности у заявителя и членов семьи жилья (справка предоставляется отдельно на каждого, срок действия – 1 мес.).
  7. Документы, являющиеся основанием для регистрации заявителя и членов семьи на их площади: договор дарения или передача в собственность, ордер либо договор соцнайма и пр.
  8. Информация о доходах – за последние 12-ть месяцев, на каждого члена семьи: документы о стипендиях и пособиях, справка о размере пенсии, все справки с работы и др. При отсутствии работы: оригинал+копия трудовой книжки (заранее заверить в отделе кадров); заявление (нигде не работал, доходов не имел, жил на иждивении того-то и того-то), заверенное нотариусом; справка из центра занятости (что был факт получения/неполучения пособия по безработице).
  9. Пакет документов/справок с информацией о стоимости всего имущества в собственности (имущества, облагаемого налогом) у заявителя и остальных членов семьи. То есть, справка из ПИБа, документ из комитета по земельным ресурсам и землеустройству (о нормативной цене участка), документ с оценкой автотранспорта, имеющегося в собственности (брать в организации, соответственно лицензированной). Конечно, каждая справка должна быть «свеженькой» (по состоянию на год обращения).
  10. Пакет документов с информацией, подтверждающей право на льготы на предоставление жилого помещения (оригиналы + копии). То есть, все документы об инвалидности, удостоверения и пр.
  11. ИНН + СНИЛС (также оригиналы + копии) – на каждого (при их наличии).
  12. Справки о тех/состоянии жилого помещения (заключения, акты и пр.) – для тех лиц, что обитают в негодном для проживания помещении.
  13. Документы о тех жилых, годных для постоянного проживания помещениях, что находятся за пределами города, в котором подается заявление (обязательно для каждого члена семьи, если такое жилье имеется).
  14. Документы о жилищной обеспеченности и факте проживания в 1-м из городов РФ на законном основании от 10 лет (справка о регистрационном учете).
  15. Пакет документов/справок о праве на получение жилья вне очереди (при наличии такого права). Могут понадобиться следующие документы: акт межведомственной комиссии о том, что жилье для проживания непригодно (при ст.57, п.2, пп.1 ЖК), справки из медучреждения (при ст.57, п.2, пп.3 ЖК), документ от органов опеки (при ст.57 п.2, пп.2 ЖК).
  16. Пакет документов о том, что признании гражданина (граждан) малоимущим. Само решение о таком признании выдает управление соцзащиты населения. Помимо него, пригодятся: 2-НДФЛ, справки о стипендии/пенсии, о пособиях на детей и пр. То есть, все документы и справки, что являются подтверждением доходов за 2 последних года.
  17. Если документы подает доверенное лицо заявителя: конверт с бумажным скоросшивателем; доверенность (оформляется в установленном порядке), паспорт.

Читайте также: Федеральная целевая программа Жилище 2011-2015

Куда обращаться и как встать в очередь на социальное жилье – инструкция

Первый шаг к статусу «очередник» на бесплатное жилье – это официальное признание семьи малоимущей. Такое решение выносится, если доход каждого взрослого члена семьи – ниже прожиточного минимума. Также учитывается наличие недвижимости и автомобилей, облагаемых налогом. После признания семьи малоимущей и назначения гос/соц/пособия, можно начинать тот трудный (увы) путь, который при удачном стечении обстоятельств увенчается получением бесплатного жилья. С чего начать, и что следует помнить?

Как встать на очередь – инструкция.


  1. Уточняем полный (по вашему региону и в вашем случае) список справок/документов и форму заявления.
  2. Подаем документы вместе с заявлением в органы местного самоуправления по месту жительства.
  3. Ждем, пока специальная комиссия примет решение (документы рассматривают около 1 мес.). При получении статуса «очередника» или, напротив, при отказе вам пришлют письменный ответ (в течение 3 дней). Возможные причины для отказа – превышение совокупного дохода семьи в сравнении с нормами, соответствующими статусу «малоимущие», намеренное ухудшение жилищных условий (прописанные у вас в квартире посторонние лица, обмен большой площади на меньшую и пр.).

Если оснований для внеочередного получения жилья нет, то вам присвоят статус очередника, и уже в обычной очереди вы будете ожидать ключей от бесплатного жилья.

Почему могут снять с учета или сдвинуть очередь назад – причины:

  1. Подача заявления о снятии с учета.
  2. Утрата оснований, которые давали право на бесплатное жилье.
  3. Смена места жительства с последующим проживанием в ином муниципальном образовании.
  4. Получение от государства средств на покупку/строительство жилья либо участка под строительство дома.
  5. Выявление ложных сведений в документах.
  6. Изменение состава семьи или жилищных условий.
  7. Утрата оснований на соцнайм.
  8. Намеренное ухудшение жилищных условий.
  9. 3 отказа от предлагаемого жилья.

На заметку:

Имущественные/жилищные условия очередников проверяются властями:

В Российской Федерации есть достаточно большое количество категорий граждан, которые претендуют на государственную поддержку и обеспечение льготами, как разновидностью помощи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Малоимущие — одна из наиболее многочисленных групп, которые имеются в обществе, поскольку часто оплата труда является достаточно маленькой, и даже работу удается найти далеко не всегда, что приводит к бедности.

При этом у малоимущих есть ряд льгот, касающихся как бытового, так и налогового аспектов, и даже жилищного обеспечения. Поэтому будет немаловажно разобрать, как встать на очередь на жилье малоимущим в России в 2019 году.

Что необходимо знать

Малоимущим человеком может считаться тот, чей доход не превышает установленный в определенном регионе прожиточный минимум, и, следовательно, такой гражданин не может обеспечивать свои жизненные потребности в полной мере.

Из этого исходит, что вопрос с уровнем доходов, при котором человек или целая семья имеют право на оформление статуса малоимущего, является достаточно индивидуальным и зависит прежде всего от области, в которой они проживают.

То, что у человека или его семьи низкий доход, дает им право на определенный статус, который затем позволяет им получить льготы по оплате услуг ЖКХ, налоговых сборов, и даже претендовать на жилье от государства, если такая потребность действительно имеется.

Следует отметить, что претенденты на статус малообеспеченных должны обязательно предоставить документы о доходе, из которых станет понятно, что ежемесячные поступления лица не дотягивают до минимального уровня.

А вот когда получить статус пытается лицо, замеченное в злоупотреблении алкоголем или наркотиками, ему попросту откажут.

Главные понятия

Чтобы разобраться в том, как именно формируется очередь на жилье и предоставляется подобная жилплощадь, следует ознакомиться с базовыми понятиями, которые встречаются повсеместно и могут встречаться как в официальных документах, так и правовых актах:

Термин Значение
Малоимущий Гражданин или целая семья, доход которых находится на уровне ниже, чем прожиточный минимум региона их проживания, при этом все трудоспособные лица работают или стоят на учете в службе занятости, а у пенсионеров и инвалидов имеется подтверждение их статуса
Льгота Мера государственной поддержки, которая выражается не только в выплате одноразовых или регулярных пособий, но и предусматривает предоставление жилья, снижение оплаты за коммунальные услуги и предоставляется бесплатное питания ребенку в образовательных учреждениях

Причины, по которым нуждающихся признают в необходимости улучшения бытовых условий

Есть несколько причин, по которым малоимущих граждан и их семьи могут признать нуждающимися в улучшении бытовых условий:

Законодательное регулирование

Согласно закона 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, каждый гражданин может получить статус малоимущего, дающий право на льготу, если его месячный доход составляет меньше, чем установленный прожиточный минимум.

Сам расчет среднедушевого дохода проводится в соответствии с законом 44-ФЗ “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одинокого гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи”.

Кроме того, перечень тех доходов, которые учитываются при расчете общего заработка, содержится в постановлении Правительства Российской Федерации под номером 512, выпущенном в 2003 году, а все меры поддержки малоимущих собраны в законе 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” и именно в соответствии с ним проводится предоставление помощи малообеспеченным слоям населения и предоставление определенных льгот.

Как встать малоимущим на очередь на жилье

Процедура постановки в очередь на жилую площадь в России проводится по стандартной схеме. Такой вариант доступен только для льготной категории граждан, потому изначально нужно получить такой статус.

Малоимущие граждане имеют право встать на очередь только при наличии официального подтверждения своего материального положения и наличия оснований для постановки на учет. В данном случае не подходит просто приведение справки о доходах.

К данному документу прилагают и удостоверение малоимущей семьи. Распределение средств будет проводиться в стандартном порядке, но только после прохождения подтверждения возможности участия гражданина и его семьи в программе государственной помощи.

И самым важным пунктом в данном алгоритме будет документация. В зависимости от местности проживания, кандидат может рассчитывать, что решение по постановке в очередь будет вынесено в течение 10-15 дней.

Фото: механизм признания малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся жилым помещением

Чем крупнее город — тем короче срок рассмотрения бумаг. В региональном плане установлены возможности отсрочек во время большого потока документов для обработки.

Пошаговая инструкция

Для того, чтобы получить свое место в очереди на жилую площадь в своем регионе, необходимо учитывать такой алгоритм:

Проконсультироваться в контролирующем государственном органе по поводу вариантов постановки в очередь В данном случае необходимо выяснить, какой порядок применяется в регионе проживания и какой пакет документов нужно собрать
Собрать полный набор бумаг От полноты пакета зависит шанс получения позитивного решения, так как на основании документов комиссия составляет понятие о льготнике и о его правах на финансирование
Далее бумаги подаются в орган рассмотрения Здесь важно проверить, чтобы все бумаги были актуальными на момент предоставления. Иначе в рассмотрении и постановке на очередь будет отказано
Создается комиссия, которая занимается рассмотрением и обработкой предоставленной информации В случае недостоверности документов, возможен не только отказ в льготе, но и уголовная ответственность
Принимается решение после того, как все уставные процедуры соблюдены Гражданин-заявитель уведомляется в соответствии с тем способом, который для него удобен

После того, как получен ответ о постановке на очередь, следует ожидать появления средств для финансирования проектов покупки жилья за свои средства или же за кредитные финансы. Есть вариант и оформления договора социального найма места проживания.

Куда обращаться за помощью

Получение всех консультаций и подача документов проводится в местном органе самоуправления. Семье необходимо посетить земельный отдел или же отдельно созданную комиссию по таким вопросам.

Данное разделение контролируется исключительно на региональном уровне. Поэтому в разных субъектах РФ существует своя система государственных органов в данной области.

Стандартный же вариант предполагает выбор местной администрации. Там и проводятся все оформления льгот жилищного плана по соответствующему договору.

Полный список документов

Для того, чтобы встать на учет по предоставлению жилья, нужно собрать базовый пакет документов такого наполнения:

Документы для подтверждения личности гражданина И всех лиц, проживающих с ним и являющихся его семьей
Справки формата установки состава семьи и количества прописанных в помещении Проводится на основании домовой книги. В этот пункт включаются и варианты документов, которые могут подтвердить родство между гражданами — свидетельство браке, рождении
Документы, которые подтверждают наличие жилой собственности А также подтверждение необходимости в улучшении условий проживания
Справка из социальной защиты населения о признании семьи малоимущей Этот документ подтверждает наличие оснований для получения государственной помощи по обеспечению жилой площадью

Отдельным пунктом оформления помощи становится приложение заявления на постановку в очередь. Этот бланк должен включать:

  • данные о заявителе на субсидии;
  • сведения на всех членов семьи, которые претендуют на жилую площадь;
  • основания для постановки в очередь;
  • список документов, которые прилагаются к заявке.

Заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении можно .

Кто получает квартиры без очереди

При участии в программе нужно учитывать варианты внеочередного предоставления помещения из жилого фонда страны. Эта возможность предоставляется:

  • молодые специалисты;
  • люди с инвалидностью;
  • военнослужащие — как действующие, так и уволенные в запас;
  • сотрудники всех подразделений МВД;
  • сироты;
  • жилье, в котором проживает семья признано аварийным.

Почему могут снять с учета

Основная причина для снятия с учета — изменение статуса гражданина и его семьи. Так, если они больше не являются малоимущими, то оформить льготу такого вида они не могут.

  • переезд в другой муниципалитет;
  • получение других жилищных льгот — на покупку или строительство жилья;
  • данные в документах установлены неправдивыми.

Сдвижение в очереди происходит из-за появления лиц, которые могут получить жилье вне очереди.

В настоящее время в России действует электронная очередь военнослужащих на жилье, представляющая собой список очередников и позволяющая им самостоятельно следить за порядком реализации льгот, гарантированных им Конституцией РФ и действующим законодательством. Ответы на вопросы о том, как именно она формируется и функционирует и чем полезна для граждан, вы найдете в этой статье.

Правовые основы

Конституция РФ относит военнослужащих к льготной категории граждан и предоставляет им право на бесплатное обеспечение жильем. ФЗ № 76 от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» гарантирует предоставление либо самого жилья, либо средств на его приобретение на условиях и в порядке, прописанных в соответствующих нормативных актах.

Порядок реализации прав на получение жилья военнослужащими, проходящими службу по контракту или уволенными со службы, прописан в инструкции к Приказу Министерства обороны № 1280 от 30.09.2010 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений». Согласно ей, для постановки на учет военнослужащему необходимо написать соответствующее заявление по форме, прилагаемой к данному нормативному акту. Оно подается отделом кадров военной части, лично военнослужащим или отправляется по почте (заказным письмом либо бандеролью с описью) в местный департамент жилищного обеспечения (ДЖО) Министерства обороны. Признание военнослужащего нуждающимся в жилье и его постановка на учет осуществляется данным департаментом в порядке, описанном в инструкции № 1280 от 30.09.2010, а также в статье 52 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ.

На что следует обратить внимание:

  1. В случае недееспособности военнослужащего, имеющего нереализованное право на жилье, заявление от его имени может подать его законный представитель.
  2. Прием документов от заявителя может быть осуществлен как по месту прописки, так и по месту регистрации, то есть фактического проживания.
  3. При подаче в департамент заявления и пакета документов, доказывающих право на льготу, необходимо потребовать расписку в получении документов ответственным лицом. К расписке должен прилагаться перечень документов — причем не только полученных лично от заявителя, но и тех, которые будут получены на основании межведомственных запросов.
  4. Военнослужащие не признаются имеющими право на жилье, если в течение последних 5 лет они умышленно совершали действия, ухудшающие их жилищное положение.
  5. При определении площади помещений, подлежащих передаче в пользование военнослужащим на основании договоров социального найма, учитывается норма жилплощади, установленная органами местного самоуправления в данном регионе, но не превышающая 18 кв. м на члена семьи.
  6. Военнослужащим, проходящим службу, предоставляется жилье в военном городке либо в близлежащем населенном пункте.

Особое внимание стоит обратить на возможность постановки на учет не только по месту прописки, но и по месту регистрации — это позволяет уволенным со службы выбирать место своего будущего постоянного проживания. Право подать заявление на постановку на учет появляется после регистрации по месту проживания в этом регионе.

Перечень документов для постановки на учет

Актуальный состав пакета документов для признания военнослужащего либо его семьи нуждающимися в жилье и постановки на учет приведен в инструкции в приложении к приказу № 1280 от 30.09.2010. С учетом последних изменений в него входят:

  1. Копии всех листов документа, удостоверяющего личность военнослужащего (паспорта).
  2. Копии всех листов документов, удостоверяющих личности членов семьи военнослужащего, проживающих вместе с ним (паспорта с отметкой о регистрации, а также свидетельства о рождении несовершеннолетних).
  3. Копия свидетельства о браке или его расторжении, заверенная нотариусом или командиром части с печатью.
  4. Выписка из домовой книги по месту прописки/регистрации со всех адресов прописки/регистрации военнослужащего и членов его семьи за 5 лет (оригиналы).
  5. Копии лицевых счетов со всех мест жительства военнослужащего и членов семьи за последние 5 лет (плюс оригиналы).
  6. Копии документов, подтверждающих права на дополнительные льготы.
  7. Сведения об отсутствии или же наличии жилых помещений, принадлежащих военнослужащему либо членам его семьи на правах собственности или действующего договора найма, по образцу, представленному в приложении 2 к инструкции, утвержденной приказом № 1280 от 30.09.2010.
  8. Дополнительные документы, которые, по мнению заявителя, могут подтвердить его право быть признанным нуждающимся в постоянном жилье.

Как формируется очередь на жилье

Не знаете свои права?

Создание единого реестра очередников из числа военнослужащих было инициировано Правительством РФ с целью предотвращения незаконного распределения жилых площадей, а также для обеспечения доступа очередников к данным о распределении жилья и контроля реализации их прав на льготное получение бесплатной жилплощади. За признание права на льготу военнослужащего, занесение его в общий список очередников, формирование Единого реестра, достоверность вносимых данных и своевременность внесения изменений отвечает местный ДЖО.

Доступ к единому реестру в настоящее время предоставляется на сайте Министерства обороны. Любой военнослужащий, имеющий право на льготное обеспечение бесплатным жильем, с помощью своего личного номера может получить доступ к имеющимся там сведениям, чтобы удостовериться в наличии своих данных и правильности их занесения, ознакомиться со списком очередников, перечнем объектов, готовящихся к заселению, в данном регионе и датой получения жилья.

В настоящее время реализуется следующий порядок формирования реестра:

  1. По факту проверки данных и получения дополнительных сведений с помощью межведомственных запросов признается право на льготу военнослужащего, после чего его данные заносятся в единый реестр.
  2. Датой постановки военнослужащего на учет считается дата предоставления или отправки по почте документов в подразделение департамента.
  3. В случае отказа в праве на бесплатное жилье военнослужащего извещают о решении департамента в письменном виде.

Как происходит распределение жилья

Бесплатное жилье для военнослужащих и уволенных со службы предоставляется в порядке очередности в соответствии с действующей электронной очередью. При этом очередность определяется в автоматизированном режиме с учетом определенных факторов, полностью исключая возможность вмешательства заинтересованных лиц.

К критериям оценки очередности относятся:

  • дата постановки на учет нуждающегося в жилье;
  • избранное место жительства и наличие там жилья, готового к заселению;
  • состав семьи;
  • продолжительность военной службы.

Критерии оценки используются строго в этом порядке, и каждый последующий пункт оценивается только при соответствии предыдущего нужным требованиям. Так, при равных условиях по первым двум пунктам, жилье в первую очередь предоставят тому, для кого имеются помещения нужной площади с учетом состава семьи. В случае же соответствия обоих кандидатов требованиям по этим параметрам учитывается продолжительность службы в рядах вооруженных сил.

Важно знать, что действующий Жилищный кодекс и ФЗ № 76 от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» определяют военнослужащих, имеющих право на внеочередное получение жилья. К ним относятся:

  • проживающие в помещениях, непригодных для жилья и не подлежащих реконструкции или ремонту;
  • дети-сироты и дети без попечения родителей после окончания их пребывания в детских домах и прочих специальных учреждениях, а также проживавшие в приемных семьях по факту прекращения попечительства или опеки, закончившие военную службу или отбывшие наказание в исправительных учреждениях;
  • страдающие тяжелыми формами различных хронических заболеваний;
  • члены семей умерших (погибших) военнослужащих — как во время прохождения службы, так и после увольнения со службы, если они прослужили более 10 лет.

В случае если военнослужащий либо члены его семьи относятся к одной из этих категорий, им следует приложить к пакету документов с заявлением на постановку на учет документы, которые подтверждают их права на дополнительные льготы.

Получение жилья

Военнослужащие получают уведомление о распределении жилья. В случае своего согласия на получение определенной жилплощади, они обязаны в 5-дневный срок с момент получения извещения сообщить о своем решении в департамент и представить документы, перечисленные в п. 13 инструкции № 1280. На основании этих документов будет проверяться обоснованность признания военнослужащего лицом, нуждающимся в бесплатном жилье.

Решение об отказе от предлагаемой жилплощади также следует направить в департамент в течение 5 дней. Согласившимся военнослужащим департамент направляет выписки из решения о предоставлении жилья, являющиеся основанием для заключения в последующем договора социального найма.

Как получить доступ к Единому реестру по номеру и внести изменения в личные данные

На сайте Министерства обороны описан порядок предоставления информации из единого реестра, возможно также ознакомление с очередью военнослужащего на жилье по личному номеру . Тем, у кого отсутствует личный номер, его следует получить в кадровых органах. Члены семей погибших военнослужащих получают соответствующий номер доступа в департаменте жилищного обеспечения при подаче заявления и документов для постановки на учет.

Департамент должен быть своевременно извещен об изменениях данных о военнослужащем, составе его семьи, месте регистрации и прочих сведений. В случае обнаружения расхождений данных в реестре с фактическими следует известить об этом департамент и проконтролировать внесение изменений. Также в случае необходимости на сайте Министерства обороны имеется возможность задать вопрос компетентным лицам.

Предоставление бесплатного жилья - мера беспрецедентная для всякого государства.

Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.

По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.

Кто может претендовать на получение социального жилья

Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:

а) малоимущими;

б) нуждающимися в предоставлении жилья.

Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.

Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.

Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.

Основные термины и законы

Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.

В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.

Социальное жилье

Социальное жилье - жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.

В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.

Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».

Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».

Общая площадь жилого помещения (площадь квартиры)

К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.

Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).

Площадь жилого помещения (общая площадь квартиры)

Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.

Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.

Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.

Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.

Норма предоставления

Норма предоставления - «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.

Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».

Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».

Учетная норма

Учетная норма - минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.

Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения (с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).

Малоимущие - как определяется уровень обеспеченности

Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.

Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.

С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены - то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).

По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.

Определение имущественной обеспеченности

Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.

а) Расчет дохода семьи

Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве - 20 лет, то есть 240 месяцев).

Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.

Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.

Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.

б) Расчет стоимости имущества семьи, подлежащей налогообложению

Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию:

  • земельные участки в полной или долевой собственности, рассчитанные по кадастровой стоимости;
  • дачные дома, гаражи и иные нежилые помещения (по рыночной стоимости);
  • автомобили и другие регистрируемые транспортные средства (по оценочной среднерыночной стоимости);
  • паенакопления в любых кооперативах;
  • имущественные доли, акции и ценные бумаги.

Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем. То есть комната, квартира, часть жилья, принадлежащая членам семьи, прибавляется не в денежном выражении, а к метражу общей площади, не зависимо от того, где бы эта собственность не находилась: под Магаданом или на Кипре.

Исчисление стоимости необходимой жилплощади

Площадь, необходимая для проживания семьи, вычисляется как разница между площадью, которую получила бы семья в соответствии с принятыми в регионе нормативами и общей площадью жилья, находящегося в собственности у членов семьи. Соответственно, если у семьи во владении по частям или в целостном варианте имеется жилплощадь в объемах больше норматива, такая семья на учет не ставится и малоимущей не признается.

О принятых в регионах нормативах предоставления жилой площади информацию надо искать на сайтах местной исполнительной власти. В Москве, Санкт-Петербурге с областями этот норматив составляет 18 кв.м. В Новосибирской области - 15 кв.м., в Калининграде от 15 до 18 кв.м. на каждого члена семьи.

При исчислении стоимости этой абстрактной жилплощади следует ориентироваться на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по регионам России, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития РФ. Последний такой приказ был подписан 29 марта 2012 г. № 143. Согласно данным на 2 квартал 2012 года, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья больше всего в Москве - 85 тысяч 500 рублей, и в Московской области: 44 тысячи 250 рублей. Ненамного отстает Санкт-Петербург - 50 800 рублей и Ненецкий автономный округ - 47 050 рублей. Самое дешевое жилье в Карачаево-Черкесской Республике - 20 700 рублей, Чеченской Республике - 21 050 руб. и Республике Ингушетия - 21 100 рублей. В Центральном федеральном округе самая низкая рыночная стоимость жилья в Курской и Орловской областях, соответственно: 22 700 рублей и 25 300 руб. Невысока среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Саратове - 23 750 рублей, Ульяновской области - 25 400 рублей и Ставропольском крае - 24 500 рублей.

Порядок признания малоимущим в Москве и необходимые документы

В Москве до прошлого года признание граждан малоимущими осуществлял Департамент социальной защиты населения города, но с апреля 2011 года эта функция совершенно логично перешла к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сосредоточив дела жилищные в одних руках (Постановление правительства Москвы от 22.02.2011 г. № 44-ПП).

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП в окружной отдел Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляются:

1. Заявление по образцу, опубликованному на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html ;

2. Паспорта заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении на детей;

3. Свидетельство или уведомление ИНН (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика) на каждого совершеннолетнего члена семьи;

4. Документы, определяющие состав семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей; единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель.

5. Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи. В первую очередь, это справки о доходах по месту работы всех работающих членов семьи по форме № 2-НДФЛ за два календарных года, а также трудовые книжки. Полный перечень документов о доходах содержит 21 пункт и охватывает все возможные источники получения денег, от стипендий до доходов от акций, за исключением единовременных страховых выплат и пособия на погребение.

6. Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению (кроме помещений, пригодных для проживания):

  • выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • документы о праве собственности на земельный участок, дачу, гараж; о праве собственности на транспортное средство;
  • справка Бюро технической инвентаризации о стоимости дачи, гаража или иного нежилого строения;
  • справка о кадастровой стоимости земельного участка;
  • справка о стоимости паенакоплений (выдается кооперативом);
  • отчет независимого оценщика о стоимости имущества членов семьи заявителя.

В спорных случаях дополнительно прилагается решение суда о вселении члена семьи в жилое помещение. При проживании в одном жилом помещении разных семей необходимо представить договор социального найма (коммерческого найма, безвозмездного пользования и др.).

Если Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимает решение о признании заявителя малоимущем, на его адрес направляется извещение. Итоговый документ - копию Решения заявитель может получить в окружном филиале Департамента.

Условия для признания гражданина или семьи нуждающимися в жилом помещении

После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.

Необходимым условием является одна из ситуаций:

1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.

Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге - 9 кв.м., в Калининграде - 12 кв.м., в Оренбурге - 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке - 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.

При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.

2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.

Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере - Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.

3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.

Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.

4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.

5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.

Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.

В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе - ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.

Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.

Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:

  • своих несовершеннолетних детей;
  • супруга (супругу) и других родственников только при условии, что они ранее стояли на жилищном учете в Столице;
  • нетрудоспособных родителей, оставшихся без жилья в результате его ветхости и аварийности либо добровольно и безвозмездно от него отказавшихся;
  • временных жильцов.

Влекут ухудшение жилищных условий:

  • сделки, меняющие порядок пользования жилым помещением, обмены и размены;
  • изменение состава семьи, в том числе за счет расторжения брака, а также вселение иных членов семьи;
  • продажа, дарение и иные действия, направленные на отчуждение помещений, принадлежащих членам семьи;
  • выдел доли собственниками жилых помещений.

Здесь приведены наиболее часто встречающиеся моменты. Полный список разрешенных и запрещенных действий смотрите в ст. 10 Закона Москвы.

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Если все условия соблюдены, составляется заявление по форме, утвержденной региональным органом власти, которое подписывается всеми членами семьи заявителя, пожелавшими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Поскольку в Москве действует «Служба одного окна», то процесс признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении с 2011 года проводится за одну стадию, хотя малоимущность можно подтвердить отдельно. Формы бланков и образцы заполнения заявлений опубликованы на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html, а процесс подачи заявления и набор необходимых документов изложены в Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП.

В Санкт-Петербурге решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и учет граждан, претендующих на социальный найм осуществляют жилищные отделы администраций районов Санкт-Петербурга, а документы принимают в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Форма заявления и перечень документов для постановки на учет опубликованы на информационном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге»: http://gu.spb.ru .

Документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В Москве по месту жительства заявителя необходимо подать заявление, подписанное всеми заинтересованными членами семьи, а также следующие документы (копии и оригиналы для сверки):

  • паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних детей и иные документы, на гражданина Российской Федерации, подтверждающие личность и место жительства заявителя и членов его семьи;
  • свидетельства о браке, разводе и об иных родственных отношениях, связывающих лица, указанные в заявлении;
  • копия решения о признании семьи малоимущей, если заявитель озаботился об этом заранее, либо пакет документов, подтверждающий размер доходов за последние два года, и сведения об имеющемся имуществе (кроме жилья, пригодного для проживания).

В особых случаях дополнительно прилагаются документы:

  • о праве собственности членов семьи на жилые помещений, пригодные для проживания, в том числе расположенные за пределами города Москвы или Российской Федерации за последние 5 лет;
  • о наличии прав на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма, которыми обладают граждане, проживающие в ветхих строениях, дети-сироты, бывшие заключенные и демобилизованные из Вооруженных Сил РФ, а также тяжело больные граждане по перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

Также ответственному квартиросъемщику необходимо доказать факт проживания в Москве не менее 10 лет, если он в этот период выезжал за пределы муниципального округа, предъявив соответствующие выписки из домовой книги.

Документы из БТИ, выписку из домовой книги и другие документы по текущему месту жительства заявителя сотрудники «Службы одного окна» запросят самостоятельно.

В случае принятия положительного решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а этот вопрос решается теоретически в течение месяца, заявителю направляется соответствующее извещение. Копию Решения можно получить в течение 10 дней после обращения в уполномоченный орган (в Москве - окружное отделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда).

На что можно претендовать и кто первый в очереди

В Москве договор социального найма заключается на жилье общей площадью не менее 18 кв.м. на человека. При этом, в силу архитектурных особенностей городского строительства, супружеская пара может претендовать на однокомнатную квартиру площадью до 44 квадратных метров; не пара - на двухкомнатную квартиру до 50 кв.м.; супруги с ребенком получат двухкомнатную квартиру до 62 кв.м. а на троих самостоятельных граждан придется трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.

Если в семье есть тяжело больной хроник по федеральному списку болезней, ему полагается изолированное жилое помещение в квартире.

В первую очередь социальное жилье получают сироты, демобилизованные и вернувшиеся из заключения москвичи, если они за время отсутствия утратили жилье. Во вторую очередь - тяжело больные хроники; в третью - жильцы аварийных домов, не пригодных для проживания.

За что снимают с учета или отодвигают очередь

Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.

Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.

Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.

Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.

Реально ли получить социальное жилье?

Кто-то же получает! Согласно данным Росстата в 2010 году всего по России жилье получили 244 тысячи семей (включая одиноких), из них в жилье в Москве - 9701, в Санкт-Петербурге - 16602. Правда, на учете остается 2,8 миллиона нуждающихся в получении жилья, да и тенденция не радует: последние шесть лет жилье получает по 5-6% семей, стоящих на учете. Такими темпами срок ожидания составит 19-20 лет.

Государственные чиновники делают все, чтобы барьеры на пути получения бесплатного социального жилья были как можно выше и круче. Закон цепляется за любой повод, который может послужить причиной отказа. Санкции за намеренное ухудшение жилищных условий является самым распространенным приемом.

Рассмотрим теоретическую житейскую ситуацию: семья из четырех человек (наниматель с женой и его родители) проживают в квартире общей площадью 38 квадратных метра. У супруги имеется в собственности часть квартиры площадью 15 кв.м. в городе Коряжма Архангельской области, где проживает ее непутевый брат с третьей женой и детьми. Факт наличия собственности зафиксирован в Едином реестре, и скрывать его бесполезно.

В семье рождается ребенок. В квартире становится очень тесно, но с учетом наличия у жены собственности в дальнем краю, суммарный размер площади все равно превышает 10 кв.м. на каждого члена семьи.

Варианты, спасающие ситуацию: развод с формальной выпиской жены из квартиры; избавление от собственности в городе Коряжма; прописка кого-нибудь из многочисленных племянников жены; разделение лицевого счета и выделение родителям отдельной доли с постановкой только их на учет - смотрите в подпункте 2 статьи 10 закона г. Москвы № 29-2006 г. «Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий». Пять лет в нарушении прав постановки на учет на получение жилья гарантировано!

Это тот самый случай, когда наследство умершей бабушки может заставить искренне скорбеть о покойной даже очень толстокожих внуков.

Известна история, когда отказывали в постановке на учет ветерану войны в связи с тем, что его дочка продала принадлежащую ей часть другой квартиры, то есть намеренно ухудшила жилищные условия семьи. «Ждите 5 лет», - предложили 85-летнему ветерану оптимисты из Департамента жилищной политики.

Для того чтобы за двадцать лет ожидания не нарушить правила и условия получения бесплатного жилья надо быть не слишком успешной, довольно терпеливой и очень стабильной семьей. Гораздо проще и выгоднее принять участие в какой-нибудь государственной или городской программе, типа «Молодой семье - доступное жилье» или социальной ипотеке, либо в других мероприятиях, частично субсидируемых из местного или федерального бюджета.

Законы и подзаконные акты

«Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»

Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

Закон города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»

Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»

Загрузка...